Радиосхемы схемы электрические принципиальные. Как определить, является ли звуковая дорожка микшированием Dolby Pro Logic II Стандартный кодер Dolby Surround и пассивный декодер

2 ответа

ТЛ: др; это возможно возможно; это может быть проще, если вы программист.

Поскольку закодированная информация представляет собой просто стереопарационную пару, нет гарантированного способа обнаружения сигнала Dolby Pro Logic II (DPL2), если вы специально не храните свои собственные метаданные, говорящие "это файл DPL2". Но вы, вероятно, можете сделать довольно хорошее предположение.

Все старые аналоговые форматы Dolby Surround, включая DPL2, сохраняют информацию объемного звучания в двух каналах, инвертируя фазу объемного звучания или окружающего звучания, а затем смешивая их с исходными левым и правым каналами. Декодеры Dolby Surround, включая DPL2, пытаются восстановить эту информацию, инвертируя фазу одного из двух каналов, а затем ищут сходства в этих парах сигналов. Это либо выполняется тривиально, как в Dolby Surround, либо эти сходства искусственно смещены, чтобы продвигаться намного дальше влево или вправо, или влево или вправо, как в DPL2.

Итак, трюк заключается в том, чтобы определить, хранятся ли важные данные в канале (каналах) объемного звучания. Я нарисую для вас метод, который может работать, и я попытаюсь выразить его без написания кода, но вам решать, как реализовать его и по своему вкусу.

  • Обрезать первые N секунд или около того содержимого программы в стереофайл, где N составляет от одного до тридцати. Вызов этого файла.
  • Смешайте входные стереоканалы с новым монофоническим файлом со скоростью -3 дБ на канал. Вызовите этот файл Center.
  • Разделить левый и правый каналы ввода в отдельные файлы. Назовите эти левые и правые.
  • Инвертировать правый канал. Вызовите этот файл RightInvert.
  • Смешайте каналы Left и RightInvert с новым монофоническим файлом со скоростью -3 дБ на канал. Вызовите этот файл Surround.
  • Определите RMS и пик дБ файла Surround.
  • Если RMS или пиковая БД файла Surround ниже "допуска", остановите; исходный файл либо монофонический, либо централизованный, и, следовательно, не содержит информации объемного звучания. Вам нужно поэкспериментировать с несколькими источниками DPL2 и без DPL2, чтобы узнать, что такое допуски, но после дюжины или около того файлов цифры должны стать ясными. Я предполагаю около -30 дБ или около того.
  • Инвертируйте файл Center в новый файл. Вызовите этот файл CenterInvert.
  • Смешайте файл CenterInvert в файл Surround с 0 дБ (как CenterInvert, так и Surround должны быть моно). Вызовите этот новый файл SurroundInvert.
  • Определите RMS и пик dB файла SurroundInvert.
  • Если RMS и/или пик dB SurroundInvert ниже "допуск", остановка; ваш исходный источник содержит загоранную левую или правую переднюю информацию, а не информацию об окружающем пространстве. Вам нужно будет поэкспериментировать с несколькими источниками DPL2 и не DPL2, чтобы узнать, что такое допуски, но после дюжины или около того файлов цифры должны стать ясными - я предполагаю около -35 дБ или около того.
  • Если вы дошли до этого, ваш исходный вход, вероятно, содержит информацию об окружающем пространстве и, следовательно, вероятно, является членом семейства кодировок Dolby Surround.

Я написал этот алгоритм таким образом, что вы можете выполнить каждый из этих шагов с помощью специальной команды в . Если вы хотите быть более любезным, вместо выполнения шага RMS/пикового значения в sox, вы можете запустить программу и проверить свои уровни в LUFS против допусков. Если вы хотите быть еще более привлекательным, создав файлы Surround и Center, вы можете отфильтровать все частоты выше 7 кГц и сделать акцент на них, как и реальный декодер DPL2.

Чтобы этот алгоритм был прост, я набросал его полностью в области амплитуды. Расчет файла SurroundLevel, вероятно, будет намного более точно выполненным в частотной области, если вы знаете, как вычислить величину и угол бит FFT, и вы используете окна от 30 до 100 мс. Но эта версия cheapo выше должна вас начать.

Последнее предостережение. AAC - это современный психоакустический кодек, что означает, что ему нравится играть в игры со стереофазированием и визуализацией для достижения сжатия. Поэтому я считаю вероятным, что простой акт инкапсуляции DPL2 в поток AAC, скорее всего, вложит некоторые из изображений, присутствующих в DPL2. Чтобы быть откровенным, ни DPL2, ни AAC не принадлежат нигде в этом конвейере. Если вы должны сохранить аналоговый поток, первоначально закодированный с помощью DPL2, сделайте это в формате без потерь, таком как WAV или FLAC, а не AAC.

На момент написания этой статьи операционные концепции Dolby Pro Logic (I) были . Эти базовые концепции по-прежнему применяются к DPL2; операционные концепции для DPL2 .

Если файл имеет более одного канала, вы можете с некоторой уверенностью предположить, что они используются для целей объемного звучания, хотя они могут быть просто несколькими дорожками. В этом случае он падает на игровую систему, чтобы делать с каналами, поскольку она "думает" лучше всего. (если заголовок файла не говорит, что делать)

Но ваш файл является стерео. Если вы хотите узнать, является ли это виртуальным файлом объемного звучания, вы можете посмотреть в заголовке поля кодера, чтобы узнать, какой кодер был использован. Это может несколько помочь, хотя и не очень. В основном поле кодера остается пустым, а во-вторых, что кодер не должен быть таким же, как рекодер, который смешивает данные объемного звучания. То есть рекодер сначала создаст необработанные данные PCM, а затем подаст его на некоторый кодер для создания сжатого файла. (AAC или что-то еще) Кроме того, существует множество приложений и версий, которые могут меняться, поэтому поле кодера может отслеживать все, что было бы неприятно.

Однако вы можете с уверенностью более чем на 60% вывести, что-то виртуальное окружение или нет, изучая данные. Это будет усовершенствованный DSP, и для скорости может быть задействовано даже машинное обучение. Вам нужно будет выяснить, содержат ли стереосигналы определенные функции HRTF (функция передачи, связанная с головкой). Это может быть достигнуто путем изучения различий интенсивности и задержек между тем же звуком, появляющимся во временной области и гармоническими характеристиками (характерные изменения частоты) в частотной области. Вам нужно будет сделать то и другое, потому что один без другого может просто сказать вам, что что-то очень хорошая стереозапись, а не виртуальное окружение. Я не знаю, есть ли какие-либо функции HRTF, которые уже были сопоставлены, или вам нужно будет сделать это самостоятельно.

Это очень сложное решение, требующее много времени, чтобы сделать правильно. Также производительность будет проблематичной.

С помощью этого метода вы также можете отключить стерео микширование до почти оригинальных каналов объемного звучания. Но для преобразования стерео в окружающее пространство используются другие методы, и они звучат хорошо.

Если вы настроены выполнить такое обнаружение, посвятите полгода или более тяжелой работы, если нет функций HRTF, несколько недель, если они есть, приготовьтесь к большому стрессу, и я желаю вам удачи. Я сделал что-то подобное. Это убийца.

Если вы хотите использовать готовое решение, тогда ответ на ваш вопрос не будет, если только заголовок не предоставит вам поле энкодера, а кодировщик отличается и, как известно, используется только для преобразования объемного звука в стерео. Я не думаю, что кто-то сделал это из фактических данных, как я описал, или если они это сделали, это часть коммерческого продукта. Выполнение того, что вам нужно, обычно не требуется, но это можно сделать.

Ow, BTW, попробуйте инверсию HRTF в googling, это может дать некоторую помощь.


Также известен, как:

Dolby Pro Logic - усовершенствованная схема декодирования, использованная в Dolby Surround . Она отличается тем, что обеспечивает получение центрального канала, лучшее разделение сигналов и более точное совпадение локализации звуков в соответствии с происходящим на экране. Обратите внимание на то, что наименование Dolby Surround относится к обеим системам декодирования: как к Dolby Surround , так и к Dolby Pro Logic. Хотя существуют два типа декодеров Dolby Surround , кодирующее устройство изготавливается только в одном варианте. Носители формата Dolby Surround работают с декодерами обоих типов. Декодеры Dolby Surround в значительной мере оказались вытесненными декодерами Pro Logic.

Помимо декодирования выходного двухканального звукового сигнала видеомагнитофона или проигрывателя лазерных дисков для получения звуковых сигналов левого, центрального, правого каналов и каналов окружения декодер Pro Logic обычно формирует шестой выходной сигнал, предназначенный для сабвуфера. Он представляет собой монофонический сигнал с полосой частот, ограниченной сверху 100 Гц, в котором объединена информация фронтальных каналов. Использовать этот сабвуферный сигнал не обязательно; многие системы домашнего кинотеатра для воспроизведения полного спектра звукового сигнала, включая и низкие частоты, применяют широкополосные громкоговорители левого и правого каналов.

Обратите внимание на то, что для передачи сабвуферного сигнала не используется специальный канал. Напротив, этот сигнал создается путем смешивания низкочастотных сигналов фронтальных каналов, благодаря чему левой и правой акустическим системам не нужно воспроизводить бас, и они могут иметь небольшие габариты.

Важно понимать, что Pro Logic обеспечивает работу четырех каналов звуковоспроизведения (левого, центрального, правого и монофонического тылового). Хотя используется два тыловых громкоговорителя, на них подается один и тот же монофонический сигнал.

Все декодеры Dolby Digital не зависимо от того являются ли они 5.1-соместимымми или двухканальными, имеют уникальную возможность downmixing`а для совместимости с любой системой воспроизведения. По вашему выбору декодер может в реальном времени создавать из Dolby Digital 5.1:


  • двухканальное Dolby Surround стерео для воспроизведения в системах домашнего кинотеатра формата Dolby Surround Pro Logic ;
  • двухканальное стерео для обычного стереооборудования и прослушивания в наушниках;
  • монофонический сигнал для вывода на телевизор.

Для лазерных дисков downmixing не используется так как они содержат отдельные звуковые дорожки:


  • PCM для воспроизведения на обычном стерео-оборудовании или Dolby Surround Pro Logic;
  • FM для воспроизведения моно; FM в формате 5.1

Pro Logic II - активный декодер Dolby Surround следующего поколения. Он также использует пространственную фокусировку, но реализован принципиально другими методами. Новый декодер получился намного проще и при этом эффективнее.

Вспомним: задача декодера - предотвратить проникновение сигналов L и R в канал S, независимо от того, где находится источник сигнала - точно между микрофонами L и R, смещен от центра в ту или иную сторону или вообще находится непосредственно рядом с микрофоном одного из каналов. Например, если герои ведут диалог между микрофонами каналов R и C (права от центра), то уровень сигнала в каналах C и R будет одинаковым. В этом случае часть сигнала неизбежно проникнет на выход S пассивного декодера, так как уровень в канале L ниже, чем в канале R, и при вычитании одного сигнала из другого результат не будет нулевым.

Чтобы полностью компенсировать сигналы L и R на входах декодера surround, необходимо перед подачей на сумматор выровнять их уровни. Для этого между входами Lt и Rt и входами сумматора устанавливаются два регулируемых усилителя (VCA). Усиление VCA двух каналов изменяется одним и тем же управляющим сигналом, но в разной полярности. Если увеличивается усиление одного VCA, усиление второго уменьшается. Если такую регулировку осуществлять достаточно точно и достаточно синхронно с изменениями самого сигнала, можно полностью подавить разностный сигнал каналов Lt и Rt в канале Surround.

Чтобы автоматически отследить изменения входных сигналов, используется специальная цепь отрицательной обратной связи (feedback servo circuit). Выходные сигналы обоих VCA поступают на амплитудные детекторы (Full-Wave Rectifier, FWR), которые выделяют огибающую звуковых сигналов. Сигналы постоянного тока, пропорциональные амплитудам сигналов L и R, сравниваются дифференциальным усилителем. Сигнал с выхода усилителя, пропорциональный разности амплитуд, используется для управления VCA.На рисунке 11 показана только одна ось декодера (ось "левый -правый"). Вторая пара VCA с такой же управляющей цепью выравнивает уровни сигналов суммы L+R (фронтальный) и разности L-R (тыловой) для подавления сигналов С и S в каналах R и L (ось "центр - surround"). Сигнал центрального канала С получается сложением (вместо вычитания) двух сигналов Lt и Rt, выровненных по уровню усилителями VCA. Благодаря использованию управляющих цепей с обратными связями, декодер Pro Logic II приобрел следующие преимущества:

Простыми и дешевыми аппаратными средствами достигается более эффективная компенсация противофазных сигналов в выходной матрице, и, как результат, высокая степень развязки между каналами разных осей.

В декодере Pro Logic обе оси контролируются единой переключающей цепью "быстро/медленно". Если хотя бы по одной оси существует значительное доминирование, переключающая цепь переводит обе оси в "быстрый" режим, принудительно изменяя постоянную времени управляющих цепей VCA. Только при условии, что в обеих осях амплитуды сигналов примерно одинаковы, обе они переходят в "медленный" режим. В декодере Pro Logic II две оси функционируют независимо друг от друга, поэтому их управляющие цепи сами "решают", насколько быстро необходимо изменять усиление VCA, анализируя только собственные сигналы. Кроме того, постоянная времени управляющей цепи в декодерах Pro Logic II изменяется непрерывно, тогда как в Pro Logic предусмотрено только два фиксированных значения.

П. ЛЮБИМОВ, г. Бобруйск Могилевской обл.
Радио, 2002 год, № 1

После установки процессора TDA3810, например, в АУ-ресивер с декодером Dolby Surround Pro Logic и многоканальной AC, монофоническое звуковое сопровождение ТВ приобретает заметную "глубину". Этот эффект возникает из-за наличия в декодере для тылового сигнала временной задержки на несколько десятков миллисекунд, отсутствующей в обычном стереопроцессоре. Автор рассказывает об установке процессора в аудиосистему Technics SC-CH60, используемую совместно с телевизором и видеомагнитофоном.

В статье описывалось устройство на базе звукового процессора TDA3810, позволяющее получить псевдостереофоническое звучание при монофоническом сигнале ТВ вещания. Этот режим работы микросхемы предоставляет дополнительные возможности при его использовании и в более сложной аудиосистеме.

Суть предложения заключается в установке микросхемы TDA3810 в мини-систему, ресивер или усилитель, способные воспроизводить стереофонограммы через декодер DSPL (Dolby Surround Pro Logic) с многоканальным усилителем и комплектом АС. Несмотря на то что псевдостереофонический сигнал весьма далек от формата DSPL , введение TDA3810 в такой тракт создает достаточно эффектную пространственную картину звучания.

Схема процессора приведена на рис. 1.

Она отличается от типовой, приведенной в , отсутствием элементов для обеспечения режима "Расширенное стерео" (в этом устройстве такой режим не используется), а также светодиодов индикации. Вывод 12 микросхемы DA1 подключен к общему проводу, что соответствует режиму "Псевдостерео".

Эскиз печатной платы процессора и расположение элементов на ней показаны на рис. 2. В устройстве применены резисторы МЛТ-0,125, конденсаторы С10 - С13 - К50-35, остальные - КМ-4, КМ-5.

Плату процессора устанавливают в блок "Stereo Sound Processor SH-EH60" мини-системы. Все подключения процессора производятся к плате коммутации, расположенной в задней части корпуса. Вход U ynp оставляют свободным. Питание процессора осуществляется от источника напряжения +13 В блока питания аппаратуры. Подключение входов левого и правого каналов производится к штатным разъемам "VCR INLUR". Для этого предварительно нужно выпаять выводы элементов С706, R710 и С705, R709 (обозначения на плате мини-системы) из точек подключения к разъемам. В освободившиеся отверстия впаивают провода входов левого и правого каналов процессора. Выпаянные выводы соединяют: С706 - с R710, а С705 - с R709. К точкам соединения припаивают провода выходов процессора правого и левого каналов соответственно. Расположение отверстий для подключения на плате коммутации изображено на рис. 3. Далее плату закрепляют винтом-саморезом на стойке в правой части корпуса (рис. 3).

Таким образом, после проведенных работ вход VCR теперь предназначен для подключения источников с монофоническим трактом (сигнал подается на левый и правый каналы) - телевизора, видеомагнитофона и пр. Стереофонические сигналы можно подавать на входы VDP и ЕХТ минисистемы.

Если требуется подключение источника, работающего как в моно-, так и в стереофоническом режиме, например, Hi-Fi видеомагнитофона, то процессор нужно дополнить двухпозиционным переключателем, который устанавливают на заднюю стенку корпуса блока SB-EH60. В режиме "Стерео" переключатель должен замыкать вход Uупр на общий провод, в режиме "Псевдостерео" - оставлять этот вход свободным. Переключатель также необходим, если процессор устанавливается в аппарат, который имеет только один вход.

При прослушивании была отмечена отличная работа процессора в составе мини-системы Technics SC-CH60. Особенно впечатляет звучание в режиме DSPL. Если на монофонический сигнал декодер не реагирует, то при включении процессора все громкоговорители АС создают ощутимое пространственное распределение звука.

По приведенной методике несложно оснастить процессором TDA3810 и другой музыкальный центр, ресивер, усилитель с декодером DSPL.

ЛИТЕРАТУРА
1. Брылов В. Стереозвук в ЗУСЦТ. - Радио, 2001, № 2, с. 9 - 11, 14; № 3, с. 10 - 12.
2. Соколова Н. Звукотехника "домашнего театра". - Радио, 1997, №5, с. 17 - 19.
3. Процессор пространственного звучания TDA3810. - Радио, 2001, № 2, с. 49 - 51.