17 стандартные функции в языке программирования паскаль. Стандартные функции языка Pascal

Арифметические операции языка Pascal ABC

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ. ОПИСАНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ В PASCAL ABC

Цель работы Изучить структуру программы. Освоить работу пользователя по описанию переменных различных типов при работе в интегрированной среде PASCAL ABC 7.0.

ЗНАК ВЫРАЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЯ
+ A+B СЛОЖЕНИЕ
_ A – B ВЫЧИТАНИЕ
* A*B УМНОЖЕНИЕ
/ A/B ДЕЛЕНИЕ
DIV A div B ЦЕЛОЕ ДЕЛЕНИЕ
MOD A mod B ОСТАТОК ОТ ЦЕЛОГО ДЕЛЕНИЯ
Функция Функция
Frac(x) Дробная часть х
Int(x) Целое
Ln(x) Натуральный логарифм
Pi Постоянная величина π
Abs(x) Абсолютное значение (модуль числа)
Arctan(x) Арктангес х
Cos(x) Косинус х
Exp(x) е - экспанента
Random Случайное число от 0 до 1
Random(n) Случайное число от 0 до n
Odd(x) True , если х – нечетное False , если х – четное
Sin(x) Синус х –(в радианах)
Sqr(x) Квадрат аргумента
Sqrt(x) Квадратный корень
Trunc(x) Ближайшее целое, не превышающие аргумент по модулю (отсекание дробной части числа x)
Round(x) Округление до ближайшего целого аргумента

Задания 1

Вычислить месячные выплаты m по займу в s рублей на n лет под процент p. Вычисления выполняются по формулам:

Наберите текст программы:

Выполнить самостоятельно:

1. Заданы длины трех сторон треугольника a , b , c . Вычислить периметр и площадь треугольника по формуле Герона

2. Вычислить значение выражения по формуле (все переменные принимают действительные значения):

1. Запустите программу на выполнение и проверьте её работу;

2. Просмотрите результат выполнения программы;

Для выполнения часто встречающихся операций и преобразований данных, относящихся к разным типам, существуют заранее определенные функции, которые называются СТАНДАРТНЫМИ. Для обращения к функции необходимо задать ее имя и в скобках список аргументов (параметров).

Прежде чем перейдем к стандартным функциям, сначала ознакомимся с правилами их использования:

  • 1. Имя функции записывается прописными буквами латинского алфавита.
  • 2. Аргумент функции записывается в круглых скобках после имени функции.
  • 3. Аргументом функции может быть константа, переменная, или арифметическое выражение того же типа

Теперь рассмотрим некоторые стандартные функции:

Функция Действие Тип Х Тип возвращаемого значения

SQRT(X) вычисляет квадратный корень из аргумента Х действительный действительный

SQR(X) вычисляет квадрат аргумента Х целый действи-тельный целый действи-тельный

RANDOM(X) возвращает случайное число, перед вызовом функции желательно использовать в программе оператор RANDOMIZE включающей случайную инициализацию генератора случайных чисел целый, положительный соответствует типу переменной принимающей значение

SIN(X) вычисляет синус аргумента Х действительный действительный

COS(X) вычисляет косинус аргумента Х действительный действительный

ABS(X) вычисляет абсолютное значение (модуль) аргумента Х целый действи-тельный целый действи-тельный

ODD(X) проверяет Х на четность длинное целое логический

ORD(X) определяет порядковый номер символа Х любой тип кроме действительного длинное целое

CHR(X) определяет символ стоящий по порядковому номеру Х byte символьный

PRED(X) определяет предыдущее значение по отношению к Х любой тип кроме действительного тот же тип

SUCC(X) определяет последующее значение по отношению к Х любой тип кроме действительного тот же тип

ARCTAN(X) вычисляет арктангенс аргумента Х действительный действительный

EXP(X) вычисляет экспоненту от аргумента Х действительный действительный

LN(X) вычисляет натуральный логарифм от Х действительный действительный

TRUNC(X) находит целую часть от Х действительный длинное целое

ROUND(X) округляет Х в сторону ближайшего целого действительный длинное целое

INT(X) возвращает целую часть аргумента Х действительный действительный

FRAC(X) возвращает дробную часть аргумента Х действительный действительный

DEC(X,N) уменьшает значение переменной Х на заданное число N любой тип кроме действительного тот же тип

INC(X,N) увеличивает значение переменной Х на заданное число N любой тип кроме действительного тот же тип

PI возвращает значение числа - действительный

  • 1. ORD(‘R’)=82; ORD(5)=5;
  • 2. CHR(68)=’D’; можно вызывать эту функцию через #, если аргумент функции константа (#68="D");
  • 3. PRED(‘N’)=’M’; PRED(87)=86;
  • 4. SUCC(‘S’)=’T’; SUCC(87)=88;
  • 5. PI=3.141592653897932385;
  • 6. ROUND(3.1415)=3;
  • 7. LN(1)=0.000;
  • 8. SQRT(36)=6.000;
  • 9. SIN(90*pi/180)=1.000.

Замечание:

В тригонометрических функциях аргумент должен быть задан только в радианной мере угла.




Например: 11 div 5 = 2 10 div 3 = 3 2 div 3 = div 4 = div -5 = div 5 = div -5 = 3 10 mod 5 = 0 11 mod 5 = 1 10 mod 3 = 1 14 mod 5 = 4 17 mod - 5 = mod 5 = mod -5 = -2


0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целом" title="Взаимосвязь между операциями div и mod Аргументы операций div и mod целые числа. Для а>0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целом" class="link_thumb"> 6 Взаимосвязь между операциями div и mod Аргументы операций div и mod целые числа. Для а>0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целому b. А именно, а кратно b тогда и только тогда, когда а mod b = 0 0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целом"> 0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целому b. А именно, а кратно b тогда и только тогда, когда а mod b = 0"> 0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целом" title="Взаимосвязь между операциями div и mod Аргументы операций div и mod целые числа. Для а>0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целом"> title="Взаимосвязь между операциями div и mod Аргументы операций div и mod целые числа. Для а>0 и b>0 справедливо: A mod b = a – (a div b)*b (a div b)*b + (a mod b) = a Обратите внимание операцию mod можно использовать, чтобы узнать, кратно ли целое а целом">


Определить кол-во оставшихся слив, если их делили на 5 человек write (Кол-во слив = "); readln (a); b:= a mod 5; writeln(Осталось,b, слив);


Операции отношения Не равно Меньше = Равно Больше = Меньше или равно Больше или равно = Меньше или равно Больше или равно"> = Меньше или равно Больше или равно"> = Меньше или равно Больше или равно" title="Операции отношения Не равно Меньше = Равно Больше = Меньше или равно Больше или равно"> title="Операции отношения Не равно Меньше = Равно Больше = Меньше или равно Больше или равно">






Вычислить гипотенузу прямоугольного треугольника (длина катетов - a и b) write ("a="); readln (a); write ("b="); readln (b); c:= sqrt (sqr(a) + sqr(b)); writeln ("c=", с:5:2);


Вычислить модуль разности чисел a и b write ("a="); readln (a); write ("b="); readln (b); c:= abs (a - b); writeln ("модуль=", с);






Экспонента и логарифм Exp (x) ln x (натуральный логарифм) Ln (x) e x (экспонента числа, e) Exp (b*Ln (a)) ab ab










Примеры использования DIV и MOD: Операции DIV и MOD часто используются для анализа чисел, например, для получения цифр, из которых состоит число. Задача: Ввести с клавиатуры какое-нибудь трехзначное число. Определить сумму его цифр и вывести эти цифры в обратном порядке.


Пусть переменная а содержит значение заданного числа. Цифры числа а обозначим так: i - количество сотен; j – количество десятков; k - количество единиц; s – сумма этих цифр. Program MyNamber; Uses Crt; Var a, i, j, k, s: integer; Begin clrscr; Writeln (Задайте 3-х значное число); Readln (a); i:=a div 100; {количество сотен} j:=a div 10 mod 10; {десятков} k:=a mod 10; {количество единиц} s:=i+j+k; Writeln (Сумма цифр числа,a,=,s); Writeln (k, j, i); Readln; End.


Стандартные функции Функция ПаскаляМатематическая запись Название Abs(x)|Х||Х| Абсолютная величина числа Х (модуль) Sqr(x)Х2Х2 Возведение числа в квадрат Exp(x)exex Экспонента Sqrt (x) x Вычисление квадратного корня Exp(b*ln(a)) abab Возведение числа в степень Round (x) Округляет до ближайшего целого числа Trunc (x) Отсекает дробную часть Sin(x)sinx Вычисление синуса Cos(x)сosx Вычисление косинуса



Ответы 1.1,68 4.2,06 5.1,10 6.2,16 7.3,05 8.0,10


2.Дано трёхзначное число. В нём зачеркнули первую слева цифру и приписали её справа. Вывести полученное число.(Например,) 3.Дано трёхзначное число. Вывести число, полученное при перестановке цифр десятков и единиц исходного числа. (Например,)

Арифметические функции

Арифметические функции можно использовать только с величинами целого и вещественного типа.

Функция

Назначение

Тип результата

abs (x)

абсолютное значение аргумента

совпадает с типом аргумента

sqr (x)

квадрат аргумента

совпадает с типом аргумента

sqrt (x)

квадратный корень аргумента

вещественный

cos (x)

косинус аргумента

вещественный

sin (x)

синус аргумента

вещественный

arctan (x)

арктангенс аргумента

вещественный

exp (x)

вещественный

натуральный логарифм

вещественный

int (x)

целая часть числа

вещественный

frac (x)

дробная часть числа

вещественный

Функции преобразования типов

Эти функции предназначены для преобразования типов величин, например, символа в целое число, вещественного числа в целое и т.д.

Функции для величин порядкового типа

8 Оператор присваивания

Данный оператор предписывает запомнить некоторое значение в переменой. Значение и идентификатор переменой разделены парой знаков := . Типы объектов с обеих сторон знака := должны строго совпадать, за исключением того случая, когда тип переменой - REAL, а тип выражения - INTEGER. Общий вид оператора: < переменная >:= < выражение >

Операторы ввода/вывода

Немногие программы обходятся без ввода данных и совсем нет таких, которые не выводят полученные результаты.

Ввод данных с клавиатуры выполняется операторами: READ и READLN. Формат: Read (список переменных);

Readln (список переменных);

Буквы ln добавляются в конце оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы. Например:

Readln (x, y, z); Read (beta, gamma);

При выполнении оператора READ(READLN) программа останавливается и ждет, пока нужное количество чисел не будет введено с клавиатуры

Вывод данных на экран дисплея выполняется операторами: WRITE и WRITELN. Формат:

Write (список выражений); Writeln (список выражений);

Выражение в списке разделяются запятыми. Значения выражений сначала вычисляются, а затем выводятся на экран. При выводе вещественных значений можно указать, сколько десятичных цифр следует сохранить в дробной части числа, причем количество цифр указывается вслед за шириной поля после двоеточия.

Для того чтобы прокомментировать выводимые значения, в список вывода можно помещать строки любых символов, заключенные в апострофы.

9. Условный оператор if . Общий вид if <условие> then<действие 1>; else <действие 2>;

Оператор if может быть использован и без второй части

Если необходимо выполнить несколько условий, то тогда используем такие виды записи (условие 1) and (условие 2)- в этом случае должно выполнятся и 1 и 2

(условие 1) or (условие 2) – в этом случае выполняется выбор.Скобки обязательны!

В программировании, довольно часто приходиться выполнять однотипные действия, причем в задачах разного уровня и класса. И для ускорения процесса написания кода эти действия выносят в специальные подпрограммы – стандартные функции. Обращение к такой подпрограмме происходит по ее имени, а в скобках указывается значение аргумента. В следующей таблице указаны те стандартные функции, которые используются в языке программирования Pascal.

Функция Назначение
ABS(x) Вычисление абсолютного значения x: |х|
SQR(x) Вычисление квадрата x: x*x
SIN(x) Вычисление синуса x: sin x
COS(x) Вычисление косинуса x: cos x
ARCTAN(x) Вычисление арктангенса x: arctg x
EXP(x) Вычисление экспоненты (числа Е) в степени x
EXP10(x) Вычисление 10 в степени x
LN(x) Вычисление натурального логарифма x
LOG(x) Вычисление десятичного логарифма x
SQRT(x) Вычисление квадратного корня из x
A DIV B Вычисление частного при делении А на В с отбрасыванием остатка
A MOD B Нахождение остатка от делении А на В
TRUNC(x) Нахождение целой части x
RANDOM(x) Псевдослучайное число в интервале
ROUND(x) Округление значения x в сторону ближайшего целого
ODD(x) Проверяет аргумент на нечетность. Результат TRUE, если аргумент нечетный, FALSE – если четный.
ORD(x) Возвращает порядковый номер аргумента и, как следствие, преобразует величину порядкового типа в величину целого типа.
CHR(x) Определение символа языка Паскаль по его порядковому номеру
SUCC(x) Нахождение элемента, идущего после данного в перечне допустимых элементов
PRED(x) Нахождение элемента, идущего перед данным в перечне допустимых элементов
FRAC(X) Возвращает дробную часть x
INT(X) Возвращает целую часть x
Pi Значение математической постоянной π
EOF(x) Возвращает TRUE, если файл находится в стоянии “конец файла”, иначе FALSE, если нет конца файла

Выражения

Выражение состоит из переменных, констант, полей в записях, указателей функций, круглых скобок и знаков операций. Для корректной записи выражений необходимо знать не только как обозначаются те или иные операции, функции и т. п., но также стоит предусмотреть приоритеты их выполнения, математические и логические правила, а также некоторые тонкости самого языка. Для более углубленного изучения выражений, стоит рассмотреть несколько примеров.

1) 12+3*3=21 (12+3)*3=45

Как видите выражения в Pascal , имеют такой же приоритет, как и в математике, а с помощью круглых скобок его можно изменить.

2) (a >1) and (a <=20)

Такое логическое выражение возвращает истину, лишь в том случае, когда истинны оба выражения, т. е. если a входит в диапазон от 1 до 20 включительно. Стоит обратить внимание на скобки, здесь они необходимы для изменения приоритета, так как у операторов сравнения он низший.

3) (a+3>0) and (a+3<15) or (b>1) and (b<10)

Условие вернет истину, тогда когда истинными будут два условия слева или справа от OR , а также если они оба будут истинными.

Логическая операция OR (или) суть дизъюнкция в логики и поэтому имеет следующую таблицу истинности:

X Y X or Y
0 0 0
0 1 1
1 0 1
1 1 1

Ложь имеет место только когда X и Y ложны (нули). В том случае, чтобы истина возвращалась только тогда, когда одно из условий верно следует применить оператор XOR (исключающее или).